Фото афиши Медали и монеты эпохи Екатерины II

Медали и монеты эпохи Екатерины II

Совместный выставочный проект Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Оренбургского музея изобразительных искусств посвящен медалям и монетам эпохи императрицы Екатерины II. На выставке впервые демонстрируется часть нумизматической коллекции ГМИИ – это памятные и наградные медали и кресты, жетоны, монеты и знаки орденов. Экспонаты рассказывают о России второй половины XVIII века, а также о личности самой императрицы и ее деяниях.

Зрители увидят экспонаты, повествующие об истории отношений императрицы с ее супругом Петром III и сыном, великим князем Павлом Петровичем (будущим императором Павлом I), а также со старшими внуками – великими князьями Александром и Константином. На медалях запечатлены портреты сподвижников Екатерины – фаворитов, придворных и политиков, военачальников и благотворителей. Среди них особенно выделяются медали в честь генералиссимуса А.В. Суворова, князя Г.А. Потёмкина и графа П.А. Румянцева.

Особый раздел экспозиции – награды и памятные медали, посвященные воинским триумфам екатерининского времени. Победоносные войны с Турцией и Швецией позволили значительно расширить границы империи. Именно тогда в состав России

вошли Тамань и Крым. Участие в разделе Польши продвинуло границы страны далеко на запад. Среди экспонатов можно увидеть и медали, рассказывающие об исследовании и заселении восточных территорий империи – Дальнего Востока, Аляски и Алеутских островов. Одним из важнейших событий эпохи стало учреждение главной военной награды страны – ордена Святого Георгия. Значительным нововведением екатерининского времени стало формирование наградной системы, которая просуществовала до революции 1917 года. Это награды за достижения в различных сферах экономики, образования, политики, здравоохранения, а также за открытия новых земель.

На выставке также можно увидеть медали, посвященные таким реформам, как разделение империи на губернии или расширение права собственности.

К деяниям относится учреждение Императорской Академии художеств, ставшее знаковым событием в развитии культуры и искусства страны. Медали сохранили для потомков и нереализованный проект перестройки Московского Кремля.

Кроме медалей и наград в экспозиции представлены серебряные монеты разных лет. На лицевых сторонах крупных номиналов еще со времени петровских реформ стали помещать портрет правящего монарха, и за 34 года правления Екатерины II ее облик на монетах менялся четыре раза. Первый портрет был выполнен одним из лучших медальеров второй половины столетия – Т.И. Ивановым.

Для медальерного искусства екатерининская эпоха стала «золотым веком». Императрица благоволила медальерному искусству и сама участвовала в создании отдельных медалей и целых серий. Первым таким предметом стала медаль, посвященная ее коронации. Зрители могут увидеть на медалях основные события эпохи – военные триумфы, приращение земель, открытия учебных и благотворительных заведений, а также портреты выдающихся полководцев и государственных мужей, и, конечно, самой государыни. Медали екатерининской эпохи представляют собой прекрасные образцы классицизма, созданные талантливыми мастерами России и Европы.

Экспозицию выставки дополнят также десять графических произведений из коллекции Оренбургского областного музея изобразительных искусств. Русская гравюра второй половины XVIII – первой половины XIX веков отличается высокими

художественными достоинствами. Как и в живописи, в русской гравюре значительное место занимает портрет. Одним из блистательных мастеров этого жанра был Евграф Петрович Чемесов, который явился создателем своеобразного варианта гравированного портрета, камерного по форме, но парадно-приподнятого по сути, каковым является вошедший в экспозицию портрет Григория Григорьевича Орлова, фаворита Екатерины II. Во второй половине XVIII столетия продолжателем традиции Е.П. Чемесова был Д.Г. Герасимов, чье творчество представлено на выставке портретом П.С. Салтыкова, выдающегося полководца Российском империи. Также зрители познакомятся с произведением Н.И. Уткина, крупнейшего мастера русской классической резцовой гравюры, снискавшего европейскую известность, «Портрет А.В. Суворова» (с оригинала И.Г. Шмидта, 1800). Значительную лепту в развитие этого жанра внесли русские граверы, обучавшиеся и затем работавшие в гравировальной палате Академии художеств, к числу которых относится Андрей Григорьевич Ухтомский. В технике резцовой гравюры мастер виртуозно отображал живописные виды дворцовых парков. На выставке представлены две работы этого автора «Вид крепости города Павловска при лунном сиянии» (с оригинала Семена Щедрина), «Материнская ласка» (с гравюры Г. Вилля).

Показать полное описание Свернуть описание
Niletto
03 Февр. 2022чт 19:00
1 500 — 5 000
Наверх